Новости        28 сентября 2017        1375         0

Формообразование протоархитектурных монументальных сооружений №2

Объекты монументального зодчества из крупных скелетных костей мамонта — феномен каменного века. Это небольшие наземные сооружения, стационарная основа которых состоит из вкопанных черепов или бивней мамонта. Остатки такого рода памятников первобытного зодчества встречаются на Русской равнине и в Западной Сибири в сравнительно узкой географической полосе — от 49 до 56 град с. ш. в так называемых «мамонтовых степях» и, в основном, на надпойменных речных террасах. Они существовали только в верхнем палеолите. Памятников, существовавших ранее 40-45 тыс. л. н. пока не найдено.

formoobrazovanie-protoarxitekturnyx-monumentalnyx-sooruzhenij-2

Принципы формообразования таких монументальных объектов каменного века определились при архитектурном анализе планов археологических раскопов сооружений, структурную основу которых составляли вкопанные вертикально на глубину 30-40 см черепа мамонтов или вертикально установленные мамонтовые бивни и крупные скелетные кости. Применив к этим «костяным» сооружениям метод анализа, предложенный американским ученым Д. Хокинсом, удалось выявить целый ряд древних объектов на Русской и Западно-Сибирской равнинах, являющихся, подобно Стоунхенджу, культовыми или астрономическими.

Суть метода Д. Хокинса состоит в сличении расчетных азимутов астрономически значимых направлений с фактическими азимутами, задаваемыми парами стационарно установленных ближних и дальних визиров. Наличие совпадений этих азимутов свидетельствует о пригодности и, следовательно, предназначении сооружения для пригоризонтных наблюдений астрономически значимых направлений — точек восходов и заходов небесных светил в моменты их появления на горизонте в особых и крайних положениях. Такими моментами являются дни равноденствий и солнцестояний, крайних положений высокой и низкой Луны, дни прохождения Луной узлов лунной орбиты (то есть, в моменты возможного лунного или солнечного затмения), а для планет — дни максимального и минимального склонения и т. п. Повторное появление светила в контролируемой точке горизонта означало завершение им определенного цикла времени.

Случившаяся когда-то первая практическая реализация этого способа наблюдений — величайшее по своей значимости событие в истории человечества. Она же означала и факт рождения одной из ранних форм монументального зодчества. Человек вышел за пределы круга повседневных забот о добывании, приготовлении пищи и о крыше над головой, и стал осваивать время путем осмысления пространства эту, по определению, форму последовательной смены явлений и состояний материи, характеризующую ритмичность бытия. Эти же два столба, фиксирующие важную для древнего человека астрономически значимую точку на линии горизонта, возможно, являли собой «первородное» произведение монументального зодчества в его первичной форме. В дальнейшем оставалось наращивать состав наблюдаемых особых астрономических явлений и измерять продолжительность отрезков времени между ними. Последнее, конечно, потребовало разработки соответствующих приемов и средств счета больших отрезков времени.

К числу сооружений, подтвердивших свою пригодность для пригоризонтных астрономических наблюдений, следует отнести те, где в качестве стационарных визиров использовались крупные кости мамонтов: сооружение из бивней мамонта в Ачинске (22 тыс. лет до н. э.), из вкопанных черепов мамонта — в Юдинове (12 тыс. лет до н. э.), Молодове (40 тыс. лет до н. э.), Добраничевке (15 тыс. лет до н. э.), в Межириче (сооружение N3, 13 тыс. лет до н. э.). С их помощью решалась первоочередная задача времяисчисления — определение продолжительностей космических циклов — основы всех календарных систем. Формообразование всех перечисленных объектов шло по единому принципу организации пространственных структур сооружений наблюдательно-астрономического назначения. В них стационарно и надежно закрепленные в грунте бивни или черепа мамонтов, выполняющие при пригоризонтных наблюдениях за небесными светилами функцию визиров, устанавливались таким образом, чтобы задавать азимуты астрономически значимых направлений.

Однако следует заметить, что монументальное строительство во все времена являлось мероприятием весьма затратным. Естественный путь снижения трудозатрат и объемов вложений уменьшение числа базовых элементов в структуре сооружения за счет их более эффективного использования. Порядок размещения визиров на площадках костяных сооружений показал прекрасное владение древними зодчими техникой группирования однородных элементов. Так, например, в Ачинске они сумели создать компактную жесткую структуру всего из 15 бивней-визиров, где каждый визир участвовал в контроле сразу нескольких из 25 астрономически значимых направлений (6 — на Солнце, 12 — на Луну, 7 — на Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн). Формально для этого требовалось применить 50 визиров. Как видно, необходимый и достаточный для наблюдений комплект визиров диктовал создание соответствующей геометрической формы монументальной части сооружения, хотя и жесткой, но весьма далекой от строгости.

Первоначальная задача времяисчисления — измерение постоянных космических циклов — в основном была решена уже к середине последнего ледникового периода (22-20 тыс. лет до н. э.). К этому времени были измерены продолжительности месячного и годового оборотов Луны, годового оборота Солнца, длительности сезонов, повторений фаз Луны и ее положений на фоне звезд, периодов затмений, продолжительностей циклов повторения положений Сатурна, Юпитера, Марса и Венеры, Меркурия относительно Солнца. За ним надвинулись заметные перемены в климатических условиях: с потеплением ледниковый панцирь, до сих пор вымораживающий влагу из атмосферы, стал уменьшаться, облачность увеличивалась, что резко понизило качество и надежность повседневных наблюдений небесных светил. Теперь времяисчисление понуждалось к постепенному переходу от измерения космических ритмов к их воспроизведению на земле, то есть от наблюдательной астрономии и хронометрии — к вырастающей из народных примет астрологии предзнаменований с ее календаристикой и инструментами для воспроизведения заданных отрезков времени.

Вначале такие изменения отразились на составе и структуре исследовательской и инструментальной базы времяисчисления, что, в свою очередь, сказалось на содержании монументального зодчества. Пришло время переосмысления понимания пространства и поиска новых форм для наполнения календарных функций астрономических сооружений устойчивыми знаками и образами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.