Новости        28 сентября 2017        732         0

Формообразование протоархитектурных монументальных сооружений №3

Во-первых, любой календарь бесполезен, если не известно, какое сегодня число. Значит, должна осуществляться его временная привязка к какому-либо определенному начальному моменту реального времени, например, ко дню летнего солнцестояния, ко дню полного лунного затмения и т. п. Следовательно, должны оставаться такие специализированные формообразующие структуры, которые обеспечивали бы в достаточном объеме пригоризонтные наблюдения по соответствующим астрономически значимым направлениям, и эти структуры следовало делать долговечными и постоянно находящимися на одном и том же месте.

formoobrazovanie-protoarxitekturnyx-monumentalnyx-sooruzhenij-3

Во-вторых, чтобы воспроизводить какие-либо ритмы времени, их надо знать, и используемый для измерений объект должен по-прежнему обеспечивать получение, содержание и хранение числовой информации о продолжительности соответствующих космических ритмов. Поэтому структурные блоки, являющиеся числовыми записями информации об их продолжительности, и/или артефакты, содержащие записи этой же информации, могут присутствовать в составе календарного комплекса.

В-третьих. Поскольку функция счета времени сохранялась, то должна была оставаться неизменной математическая основа структурирования и функционирования предназначенных для этого объектов — алгоритм рационального счета времени.

В-четвертых. Если измерение продолжительности цикла и воспроизведение этого же цикла требуют одинаково большого количества времени (например, полный лунный цикл преобразования низкой Луны в высокую и обратно длится более 18 лет), то, значит, должны оставаться прежними высокие требования по долговечности, сохраняемости геометрических и рабочих характеристик математического инструментария при любых долговременных климатических воздействиях. По этой причине древним зодчим предстояло «монументализировать» и структуры счетных устройств. Бесценный опыт создания знаков наблюдательно-астрономического назначения, вероятно, породил идею использовать в новом строительстве надежные материалы: крупные кости мамонтов (там, где они есть), мегалиты (там, где мало костей) и бревна (где нет костей и мало камней).

Необходимо отметить, что выбор материала был связан не только с его доступностью, но и традициями, а также — с тем сакральным смыслом, которым он в себе нес. Принято считать, что дерево ассоциировалось у наших предков с жизнью и Солнцем, тогда как камень — с миром духов и Луной, а кость мамонта могла ассоциироваться с мудростью и знанием. В противном случае сложно объяснить, почему строительство из костей мамонта продолжалось и после их вымирания, или почему камни для Стоунхенджа доставлялись, возможно, к месту строительства за сотни километров.

Переход от измерения продолжительности космических циклов к календарному воспроизведению временных ритмов принципиально изменял основы структурирования, а, следовательно, и формообразования объектов первобытного зодчества. До сих пор их пространство организовывалось для наблюдательных целей как система визиров, устанавливаемых в качестве монументальных вех на астрономически значимых направлениях, а функция счета времени определяла только нестационарную составляющую комплекса и не влияла на характер устойчивой организации пространства. Теперь основой сооружений, служивших «календарными» для людей каменного века, должен был стать протоматематический инструментарий, структурированный для воспроизведения определенного числа единиц времени в изначально заданном временном отрезке, равном продолжительности цикла движения определенного небесного светила.

Специализация функций древних монументальных сооружений стала определять их планы и пространственные решения. Монументальная структурная основа сооружений стала выстраиваться по особым геометрическим схемам, но, как и прежде, из вертикально установленных костей мамонтов, в основном — черепов. Математической основой для создания новых структур и форм объектов монументального зодчества оставался алгоритм разрядного счета, в котором определенное число единиц младшего разряда приравнивается одной единице следующего разряда, как принято ныне в бухгалтерских счетах. Но выбор оснований разрядного счета был свободным, раскованным, предоставляющим широкие возможности для комбинирования. Структурной основой таких сооружений становился математический инструментарий, спроектированный как счетное устройство для воспроизведения изначально заданного отрезка времени. Например, цикл повторения положения Юпитера относительно Солнца (синодический оборот) продолжительностью 398, 9 солнечных суток, мог быть воспроизведен с помощью комплекса, состоящего из стационарно установленных 57 столбов (или бивней, мегалитов, черепов мамонта) и 7 счетных камней, перекладываемых по кольцевому маршруту от одного столба к следующему по одному каждый день: 57×7=399. Но можно было получить тот же результат, используя и некоторые другие математические выражения: 399=19×21 или 399= 25×16-1 (где 25 — число столбов, 16 — число счетных камней, а минус 1 — сдвиг отсчета с целью коррекции конечного результата). Теперь у зодчего имелась возможность выбрать любое из нескольких решений задачи воспроизведения заданного отрезка времени.

С математическими и астрономическими открытиями для зодчества пришло время принятия новых решений в организации пространства календарно-астрологических монументальных комплексов, время тайного знания и строгих геометрических форм. Геометрия стала считаться «воротами» в высшие сферы человеческого сознания и ее принципы все глубже внедрялись в культовое искусство и архитектуру. Самой востребованной геометрической формой стала форма овала (или кольца), которая лучше других отражала цикличность природных процессов и воспринималась человеком как нечто совершенное, завершенное, защищенное и сакральное. Древние зодчие не просто предпочитали овал другим фигурам, но и придавали ему геометрически выверенные формы, «начиняя» их количественной информацией, доступной для прочтения лишь тем «интеллектуалам» первобытной эпохи, кто, по определению В. Е. Ларичева, был посвящен в тайны «палеолитического колдовского языка математики». Впрочем, не исключалось появление и других протоархитектурных форм. Овальная форма сооружения в большей мере отвечала своему новому назначению, а варианты ее исполнения давали индивидуальные «заглавия» их смысловому содержанию. В этом аспекте представляет интерес группа монументальных сооружений в Межириче (Поднепровье, 13-12 тыс. л.

до н. э.). Здесь несколько «завалов мамонтовых костей» сравнительно хорошо сохранились, и для них имеются составленные археологами планы, пригодные для анализа организации их пространственных структур. При графическом анализе планов комплекса из трех сооружений в Межириче выявилось наличие в них таких формообразующих структур, как окружность, эллипс, яйцевидная фигура. Как оказалось, сооружения из крупных костей мамонта в Межириче «спроектированы» по особым геометрическим схемам. Так, в первом сооружении 23 черепа мамонта размещены строго по линии окружности, во втором — 19 черепов по контуру эллипса. Третье сооружение палеолитического поселения в Межириче демонстрирует умение древних совершать еще более сложные геометрические построения: 11 из 12 черепов мамонтов вкопаны по контуру яйцевидной фигуры, очерченной с использованием дуг, выведенных из трех углов смежных египетских (с целочисленным отношением сторон 3: 4: 5) треугольников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.