Эта тенденция была преодолена на базе схем районной планировки Донбасса и других районов, разработанных Гипроградом, твердо проводившим линию на строительство или расширение существующих городов и поселков для группы предприятий с радиусом трудовых передвижений до 4 км. Это, конечно, не исключает в ряде случаев вариантов расселения вблизи мест приложения труда.
Вместе с тем практика строительства новых городов на Украине исходит из целесообразности их сооружения вблизи существующих населенных мест, чтобы обеспечить скорейшее развитие строительства и расселение строительных рабочих. До 1941 г. примером этого могут служить Большое Запорожье у г. Александровска и тракторного завода у Харькова, после 1946 г. Новая Каховка у Каховки, поселок Кременчугской гидроэлектростанции у Кременчуга, поселок Киевской гидроэлектростанции у Вышгорода (древний спутник Киева).
Рост больших и крупных городов регулируется в С соответствующими постановлениями партии и правительства, что находит отражение в ограничении численности населения этих городов, принимаемого на перспективу в проектах планировки.
Однако практика ограничения численности населения и размеров территории крупнейших городов Украины (Харькова, Донецка, Запорожья и др.) показывает, что фактический рост их населения несколько обгоняет пределы, установленные в проектах планировки.
Для ликвидации этого недостатка необходимо, чтобы при реконструкции промышленности в крупнейших городах соблюдались следующие условия:
стабилизация числа трудящихся реконструируемого предприятия; расширение территории предприятий только на резервных промышленных площадках;
ликвидация промышленных вредностей.
Весьма эффективным средством действенного ограничения роста больших и крупных городов на Украине является разработка схем перспективного развития всех экономических административных районов Украины, в которых промышленные предприятия размещаются преимущественно в малых и средних городах.