В результате последовательного рассмотрения вариантов размещения населенных пунктов с учетом численности населения в них предпочтение отдается тому варианту, при котором достигаются минимальные затраты времени на передвижение при прочих равных условиях. Это обеспечивает большую экономичность расселения с точки зрения транспортных факторов.
При установлении количества и размеров населенных мест необходимо:
1) стремиться к использованию и развитию существующих населенных пунктов или созданию новых с населением в промышленных районах не менее 20-25 тыс. человек и опорных сел с населением 3-4,5 тыс. человек, что обеспечивает более экономичное культурно-бытовое обслуживание населения и минимальные строительно-эксплуатационные расходы;
2) избегать нарушения сложившейся системы землепользования, в особенности ценных угодий;
3) обеспечить возможность доставки трудящихся от места жительства к месту приложения труда в пределах от 0.75 до 1,0 ч в один конец. Предельная удаленность населенных мест от основного города в зависимости от средств сообщения и принятой транспортной доступности приведена. Эти рекомендации должны быть значительно уменьшены при суровых климатических условиях Крайнего Севера;
4) вновь создаваемые населенные пункты типа городов-спутников следует располагать у железных дорог, вблизи которых имеются автомобильные магистрали;
5) города-спутники могут располагаться на расстоянии, эквивалентном 1,5-2,0-часовой транспортной доступности;
6) развитие дорожно-транспортной сети должно несколько опережать новое строительство, облегчая этим строительство основных промышленных предприятий.
Для обеспечения надежного сообщения между населенными пунктами пригородной зоны и основным городом следует применять только скоростной транспорт — электрифицированные железные дороги, линии метрополитена и скоростные автобусы.